(no subject)
Mar. 26th, 2005 02:35 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Моя бабушка.
Моя бабушка родом из Черниговской области, из небольшого села. Ее дед был до революции "кулаком" - очень большое и крепкое хозяйство, много скота. Но и семья была большая - у бабушкиного отца было четыре брата и три сестры. Это были работящие украинские крестьяне, сумевшие разбогатеть собственным трудом. Прапрадедушка к тому же в юности соблазнил дочку богатого еврейского торговца зерном и женился на ней, убедив окреститься в православие. Папа-еврей, хотя и проклинал непутевое чадо, однако, видимо, в бедности не оставил и какие-то деньги выделил. Этого хватило прапрадедушке для того, чтобы заложить основу своего богатого хозяйства.
Когда пришла революция, мудрый предок быстро распродал скотину и часть земли, оставив небольшие участки. Почему и как он сумел предугадать - неизвестно, но, когда началось раскулачивание, он отделался малой кровью. К тому же два сына (в том числе прадед, бабушкин отец) ушли в Красную Армию. Однако это не спасло семью от голода в 33 году и от репрессий. Бабушкин отец успел увезти семью в Днепропетровск,, где он тогда служил, а прапрадеда репрессировали. О его судьбе ничего неизвестно, так же, как о судьбе двух бабушкиных теток и одного из сыновей.
Семья у прадедушки тоже была большая - два сына и три дочери. Бабушка была средней дочерью.
Незадолго до войны ее отца отправили сллужить в Молдавию, там война их и застала. Бабушке было тогда 9 лет. О Молдавии она сохранила немного воспоминаний, как она сама мне говорила,с амым ярким было - как квартирная хозяйка варила варенье из сливы-угорки - над костровой ямой во дворе, в огромном медном тазу и без грамма сахара, а варенье получалось - как мармелад.
Семье опять относительно повезло - отец успел эвакуировать жену и дочерей в Днепропетровск, а сам вместе со своим братом и старшим сыном ушел воевать.
Никто из них не вернулся... Прадед погиб на Севастопольской земле, там же - его сын. Бабушкин дядя сгинул в Белоруссии.
Прадед продержался дольше всех - он после третьего штурма Севастополя, когда немцы захватили город, вышел на ялике в море вместе с несколькими матросами. Несколько дней без еды и воды их носило по морю, прадед потом рассказывал в письме, что им приходилось жевать ремни, чтобы хоть как-то заглушить голод. Море вынесло их к турецким берегам, где они попали в лагерь военнопленных, но вскоре их освободили, и они вернулись в советские войска. Прадед снова оказался на земле Севастополя - уже как освободитель, к сожалению, остался там навсегда.
После войны бабушкина семья жила в Днепропетровске. Про военные годы бабушка рассказывала очень мало - говорила, в памяти остались только постоянное чувство голода и холода, и страх смерти - что вот-вот накроет бомбежкой, а в оккупации- что дознаются про еврейскую бабку и расстреляют.
После войны бабушка, закончив экстерном школу, поступила в медицинский институт в Днепропетровске. Пока училась, вся семья жила в одном большом доме. Надо сказать, что бабушкина мать после того, как получила известие о гибели мужа, замуж второй раз не вышла, но мужчины вокруг нее всегда были - очень красивая она была женщина. Вообще, в бабушкиной семье все женщины были красивыми необыкновенно.
В студенческие годы бабушка встретила деда - он работал помощником инженера на заводе (сейчас не вспомню, на каком). Дедушка был коренной днепропетровец, но войну пережил в эвакуации, в Зауралье, где работал на заводе, делавшем бомбы и снаряды. Там в лютые зимы он обморозил ноги, что и сказалось спустя двадцать лет.
И дедушка, и бабушка были однолюбы, поэтому неудивительно, что поженились они спустя пять лет после знакомства - дедушка учился в военном летном училище. Когда он вышел оттуда офицером, бабушка приехала к нему в военный городок в Белоруссии, где они и расписались. Потом бабушка вернулась в Днепропетровск, выхлопотала бумагу - что-то вроде подорожной, где значилось "военный врач такая-то следует к месту службы мужа". И, конечно, приехала к деду.
Дед был не просто военным летчиком - он служил в части, которая "обкатывала" новые модели военных самолетов. За время службы бабушка и дед побывали в Польше, Германии, Прибалтике, на Кавказе. Потом, по состоянию здоровья (начали воспаляться вены на когда-то обмороженных ногах) дед подал в отставку и семья навсегда вернулась в Днепропетровск. Дедушка работал на заводе, бабушка переквалифицировалась в детского врача.
Надо сказать, врачом она была замечательным. Всегда ставила точный диагноз даже у свсем маленьких детей - а ведь это очень важно, ребенок ведь не может описать свои ощущения. Профессию свою она очень любила и проработала врачом до последнего. Имеет звание ветерана труда.
На пенсии бабушка продолжала помогать всем, кто к ней обращался - такой уж она была, никогда не требовала ничего за помощь, от подарков и приношений отказывалась. Удивительно светлый и добрый человек, она сохраняла бодрость и энергичность почти до последних своих дней. Беда пришла неожиданно. Инсульт, за ним инфаркт и еще один инсульт... Три месяца полурастительного существования, и все это время она не уставала интересоваться нашим здоровьем, беспокоилась о нас...
72 года - это не самая глубокая старость. Странно, дедушка ушел в том же возрасте в 1996 году. Разница между ними была в 8 лет и месяц - это в жизни. В смерти - 8 лет и три дня...