С тамесиги всё несколько сложнее, чем принято думать. Палач - пария даже в японском обществе, и давать ему "душу самурая" было бы верхом неприличия. Даже если палач тоже самурай. Для того, что бы проверять клинки "по настоящему" выл выработан способ проверки клинка на трупах (чего-чего, а трупов в тогдашней Японии всегда хватало). Проверка меча на трупе (тамесигири это не убийство как таковое, буквально это "проверка меча по телу" - живому или мертвому - не принципиально) считалась не просто подразделом кендо, а исскуством, вроде темисевари (разбивания твердых предметов) в карате. Были и "рю" (школы) обучавшие этому непростому искусству, были в этом деле и свои общепризнанные мастера, отдать меч на проверку которым, любой известный мастер-кузнец считал честью. Проверка клинка проводилась по строгим правилам. Труп, руки и ноги которого были особым образом привязаны к деревянным колышкам, укладывали на земельный холмик. Удар меча оценивался по-разному, в зависимости от той части тела, которую отрубали. Так, отрубить руку на уровне кисти было легким упражнением по сравнению с ударом на уровне бедра. Самым сложным считалось разрубить труп одним ударом на уровне поясницы. Разрубить труп и так не легко, но плюс ко всему этому, на мастера тамесигири ложилась гигантская ответственность по сохранению целости, данному ему на испытание, клинка. Самая маленькая ошибка во время упражнения могла безвозвратно испортить лезвие меча. Могла дрогнуть рука. У мастеров высокого класса это было редкостью, но бывало. Случалось и так, что маленький деревянный подкладной брусок (консоль), фиксировавший клинок в ручке, устанавливался неправильно или плохо крепился. В этом случае в момент удара лезвие чуть проворачивалось и точность удара от этого уменьшалась. Ошибок, могло быть много, но итог любой ошибки был один - клинок вонзился в кость не прямо, а чуть-чуть под углом. Из-за этого на лезвии меча образовывались щербинки и сколы. Малейшая щербинка, и клинок считался безвозвратно испорченным, годящимся только в перековку. Мастер "тамесигири" считал такой "брак в работе" исключительно своей виной, тяжесть которой можно было искупить только сделав себе сеппуку. Что многие мастера и проделывали (история знает множожество прецендентов). Т.ч. всё не так просто, как принято думать.
no subject
Date: 2005-01-09 04:14 pm (UTC)Палач - пария даже в японском обществе, и давать ему "душу самурая" было бы верхом неприличия. Даже если палач тоже самурай.
Для того, что бы проверять клинки "по настоящему" выл выработан способ проверки клинка на трупах (чего-чего, а трупов в тогдашней Японии всегда хватало).
Проверка меча на трупе (тамесигири это не убийство как таковое, буквально это "проверка меча по телу" - живому или мертвому - не принципиально) считалась не просто подразделом кендо, а исскуством, вроде темисевари (разбивания твердых предметов) в карате. Были и "рю" (школы) обучавшие этому непростому искусству, были в этом деле и свои общепризнанные мастера, отдать меч на проверку которым, любой известный мастер-кузнец считал честью.
Проверка клинка проводилась по строгим правилам. Труп, руки и ноги которого были особым образом привязаны к деревянным колышкам, укладывали на земельный холмик. Удар меча оценивался по-разному, в зависимости от той части тела, которую отрубали. Так, отрубить руку на уровне кисти было легким упражнением по сравнению с ударом на уровне бедра. Самым сложным считалось разрубить труп одним ударом на уровне поясницы.
Разрубить труп и так не легко, но плюс ко всему этому, на мастера тамесигири ложилась гигантская ответственность по сохранению целости, данному ему на испытание, клинка.
Самая маленькая ошибка во время упражнения могла безвозвратно испортить лезвие меча.
Могла дрогнуть рука. У мастеров высокого класса это было редкостью, но бывало.
Случалось и так, что маленький деревянный подкладной брусок (консоль), фиксировавший клинок в ручке, устанавливался неправильно или плохо крепился. В этом случае в момент удара лезвие чуть проворачивалось и точность удара от этого уменьшалась.
Ошибок, могло быть много, но итог любой ошибки был один - клинок вонзился в кость не прямо, а чуть-чуть под углом. Из-за этого на лезвии меча образовывались щербинки и сколы. Малейшая щербинка, и клинок считался безвозвратно испорченным, годящимся только в перековку.
Мастер "тамесигири" считал такой "брак в работе" исключительно своей виной, тяжесть которой можно было искупить только сделав себе сеппуку. Что многие мастера и проделывали (история знает множожество прецендентов).
Т.ч. всё не так просто, как принято думать.